RU EN

Вы можете сделать заказ по телефону:

+7 (812) 640-77-47

С. -Петербург

Маршруты наших экскурсий пролегают по культурно-историческим местам Санкт-Петербурга, таким как:

Эрмитаж

Государственный Эрмитаж (фр. еrmitage — «место уединения») — художественный и культурно-исторический музей. Занимает 5 связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной:

  • Зимний дворец
  • Малый Эрмитаж (1764-67 г.г., арх. Ж.Б.М. Валлен-Деламот)
  • Старый Эрмитаж (1771-87 г.г., арх. Ю. М. Фельтен)
  • Новый Эрмитаж (1839-52 г.г., арх. Л. фон Кленце)
  • Эрмитажный театр

Зимний дворец построен в стиле барокко, остальные здания в стиле раннего и позднего классицизма. В начале 1980 годов после реставрации Эрмитажу был передан Меньшиковский дворец на Васильевском острове. Дата основания Эрмитажа — 1764 год, когда Екатериной II была куплена в Берлине коллекция из 225 картин голландской и фламандской школ. Наряду с картинами в Э. поступали коллекции гравюр и рисунков, антич. древностей, оружие, монеты, медали, книги (в том числе библ. Вольтера), произведения зап.-евр. прикл. искусства, материалы арх. раскопок — знаменитая скифская коллекция. После революции коллекция картин значительно пополнилась за счет национализированных частных коллекций Строгановых, Юсуповых, шуваловых и др. В 20-30-е годы фонды Э. пострадали вследствие неоправданной продажи значит. произв. искусств (Рафаэля, Рембрандта, Рубенса и др.). В годы войны большая часть коллекции была эвакуирована в Свердловск.

Здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра расположены на противоположных берегах Зимней канавки, связаны между собой одноарочным мостиком с галереей. Корпус Малого  Э. сединен с главным корпусом Висячим садом. К зданию Старого Эрмитажа примыкают «Лоджии Рафаэля» — галерея, идущая вдоль набережной Зимней канавки (1783-94 г.г. арх. Кваренги; украшена копиями фресок Рафаэля и его учеников в Ватиканском дворце в Риме). Портик Нового Эрмитажа (обращен к бывшей улице Халтурина) украшен 10 фигурами атлантов из «сердобольского» гранита — стал одним из символов Э.

Эрмитажный театр (1783-87 г.г. арх. Дж. Кваренги) построен на месте Зимнего дворца Петра  I. Первое представление в нем состоялось 22.11.1785 г. еще до окончания отделки. Ныне в Эрмитажном театре лекторий Государственного Эрмитажа.


Адмиралтейство

В 18-19 вв. название места, где были сосредоточены верфи, стапеля, доки, мастерские для строительства и ремонта кораблей, а также склады для хранения строит. Материалов, корабельного вооружения и снаряжения.

Главное  А., основанное по проекту Петра I в 1704 г. на левом берегу Большой Невы на Адмиралтейском острове как Адмиралтейская верфь. В 1705 г. вокруг Гл. А. сооружена Адмиралтейская крепость, на прилегающей территории началось стр-во домов для морских офицеров (Морские слободы), служителей и работных людей (Адмиралтейские слободы). Лесные склады Гл. А. Помещались на о. Новая Голландия. До 1844 г. на верфи Гл. А. строились корабли, позже ее территория застроена.

Здание Главного Адмиралтейства — выдающийся памятник архитектуры, центр архитектурно-планировочной композиции Петербурга (к его башне сходятся 3 главных магистрали — Невский пр., ул. Гороховая и Вознесенский пр.). Общий строительный замысел Гл. А. Принадлежит Петру I, по рис. которого в нач. 1700-х гг. возведено П-образное в плане одноэтажное мазанковое здание. В 1711 г. в центре главного фасада возведена увенчанная шпилем башня, в кот-й с 1718 размещалась Адмиралтейств-коллегия (высший орган управления флотом). В 1727-38 г.г. здание перестроено в камне (башня достигла высоты 72 м). В 1806-23 гг. арх. А. Д. Захаров создал новое монументальное здание в формах ампира по традиц. 3-осевой схеме. Грандиозная постройка (длина главного фасада 406 м, боковых -163 м) состоит из 2-х П-образных в плане корпусов, между ними проходил открытый еще в 18 в. внутренний канал (засыпан в 19 в.). В центре главного фасада прорезанная въездной аркой башня, окруженная вверху колоннадой ионич. ордера и увенчанная куполом со шпилем. Над парапетом основания башни сидячие фигуры полководцев (Александра Македонского и Пирра) и героев Троянской войны (Ахилла и Аякса), на парапете 2-го яруса башни 28 аллегорических фигур (времена года, стихии, ветры и др.). Шпиль башни венчает позолоченный флюгер-кораблик (дл.192 см, выс. 158 см, масса 65,2 кг), изображение которого стало символом Питербурга. С 1925 г. в А. — Высш. Воен.-морск. Инж. Уч-ще им. Ф.Э. Дзержинского.

Адмиралтейская набережная

А. Набережная располагается между набережными Дворцовой и Красного Флота, на противоположном берегу — Университетская набережная. С 1918 по 1944 гг. называлась набережной Рошаля. С нач. 20-х годов 18 в. на Адмиралтейском острове начал формироваться центр Петербурга, А. набережная застраивалась домами знати.

Медный всадник

Поэтическое обозначение памятника Петру I, воспетого А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник». Монумент, статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, олицетворяющая рост могущества России. Отлита по модели скульптора Э. М. Фальконе в 1768-78 гг. Голова Петра выполнена его ученицей М. А. Колло. Образ преобразователя страны отличается драматизмом, многогранностью, силой и мощью. Статуя отлита из бронзы в 1774-78 гг. под руководством литейного мастера Е. Е. Хайлова. Опорой памятнику служит попранная конем змея — символ зависти, косности, злобы (скульптор Ф. Г. Гордеев). Подножие скульптуры — гигантская гранитная глыба («гром-камень») была найдена в 1768 г. на берегу Финского залива, близ деревни Конная Лахта. Доставка колоссального монолита (масса около 1600 т) к месту сооружения памятника сначала сушей на платформе с желобчатыми полозьями, которые через 32 бронзовых шара опирались на переносные рельсы с желобами, уложенные на подготовленную поверхность, а затем на специально построенной барже, была закончена в 1770 г. В результате обработки по рисунку архитектора Ю. М. Фельтена (придана форма скалы) размеры камня значительно уменьшились, на постаменте на русском и латинском языке смонтирована надпись: «Петру Первому Екатерина Вторая». Установкой памятника руководил скульптор Гордеев. Памятник был открыт в 1782 г. на Сенатской площади (с 1925 г. — площадь Декабристов). «Медный всадник» составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города. 14 декабря 1825 г. у подножия памятника выстроились в каре восставшие полки, выведенные на площадь декабристами.

Исаакиевский собор

Памятник архитектуры позднего классицизма. До Октябрьской революции — главный храм Петербурга. Заложен в честь Петра I и назван по имени св. Исаакия Долматского, день которого (30 мая ст. стиля) совпадает с датой рождения Петра  I. В 1768-1802 сооружен первый Исаакиевский собор (проект архитектора А. Ринальди, строитель — архитектор В. Ф. Бренна), который своими незавершенными формами и недостроенной колокольней дисгармонировал с торжественной застройкой городского центра. В 1800-х годах состоялся конкурс на проект нового собора. Существующий ныне Исаакиевский собор построен в 1818-58 по проекту архитектора А.А Монферрана, доработанному спец. Комиссией (1821-25, арх. В. П. Стасов, А. А. Михайлов 2-й). Монументальный тяжеловесный объем здания завершен металлическим куполом на барабане, окруженном монолитными гранитными колоннами, и с 4-х сторон обрамлен могучими 8-колонными портиками с фронтонами, украшенными статуями по углам и грельефами на фронтонах (скульпторы И. П. Витали, Н. С. Пименов, А. В. Логановский, П. К. Клодт и др.). Интерьер отделан малахитом, лазуритом, порфиром, мрамором разных оттенков, украшен мозаикой, росписью, бронзой, позолотой (живописцы К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, ПВ Басин, В. К. Шебуев). Всего в соборе 112 колонн, общая высота 101,5 м. Исаакиевский собор — важная градостроительная доминанта Петербурга, определяющая вместе с Петропавловским собором и Главным Адмиралтейством характерный силуэт города.

В мае 1922 по решению Советского правительства из собора изъяты 48 кг золота, 2200 кг серебра и около 800 драгоценных камней для закупки за границей хлеба для голодающих Поволжья. В 1928 собор религиозная община Исаакиевского собора ликвидирована, в соборе открыт антирелигиозный музей. С 1937 Исаакиевский собор — музей-памятник. Под куполом собора подвешен маятник Фуко длиной 93 м.

Кунсткамера

Старейший музей России (от нем. Kunstkammer — кабинет редкостей, музей). Основан в 1714 г. на базе личных коллекций Петра I, приобретенных им во время путешествий в Западную Европу (помещались в Летнем дворце Петра I). Пополнялась отечественными и и иностранными материалами и в 1719 г. была открыта для обозрения в Кикиных палатах. В 1724г. вошла в состав Академии наук и превратилась в комплексный музей (собрание коллекции минералов, скелетов животных и птиц, многочисленные анатомические аномалии, произведения искусства, коллекция оружия). С 1727 г. Кунсткамера помещалась в специально построенном для нее здании (1718-34, арх. М. Г. Земцов, Г. И. Маттарнови, Н. Ф. Гербель, Г. Кьявери). Здание перестроено в 1754-58 арх. С. И. Чевакинским. Здание состоит из двух скромных трехэтажных корпусов в формах, характерных для петровского зодчества, соединенных барочной многоярусеной башней со сложным купольным завершением. Благодаря значительным размерам и высотной композиции башни здание Кунсткамеры играло в 18 в. большую роль в ансамбле центра города. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — «Готторпский» (с 1754 Большой академический) глобус и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук.

Ввиду обилия материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический. Ныне в здании Кунсткамеры располагаются Музей антропологии и этнографии Академии наук им. Петра Великого, Мемориальный музей М. В. Ломоносова, институт этнологии и этнической антропологии Академии наук.

Университет

Один из крупнейших отечественных вузов, один из центров науки и культуры России. Основан в 1819 г. на базе Главного педагогического института. Первоначально было три факультета. С 1860 г. при Университете действовали курсы по подготовке учителей средней школы.

В 19 — начале 20 вв. в Университете работали видные отечественные ученые: П. Л. Чебышев, А. М. Ляпунов, А. С. Попов, Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, Н. Е. Введенский, А. Н. Бекетов и другие. Здесь учились Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, И. П. Павлов, К. А. Тимирязев, И. И. Мечников, И. С. Тургенев, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Г. П. Данилевский, В. В. Вересаев, А. Н. Бенуа, М. А. Врубель, М. И. Глинка и др.

В ЛГУ имеются факультеты: матем.-механич., физич., прикладной математики — процессов управления, химич., биолого-почвенный, филос., историч., юридич., социологии, психологии, географии и геоэкологии, восточный, журналистики, геолог., экономич, филологич., русистики.

С 1819 г. частично, а с 1835 г. полностью ЛГУ занимает здание Двенадцати коллегий. Построено в 1722-42 гг. (арх. Д. Трезини, с 1734 в строительстве принимали участие Дж. Трезини, М. Г. Земцов, Т. Швертфегер) для высших государственных учреждений. Вытянутый корпус здания, обращенный торцовым фасадом к Неве, членится на одинаковые секции, перекрытые отд. крышами. Идентично обработанные фасады секций (в духе петровского барокко) объединены в единую прямолинейную композицию длиной около 400 м. С западной стороны во всю длину здания пристроена 2-этажная галерея (арх. Дж. Трезини). Сохранившиеся в Петровском зале скульптурные украшения стен и потолка выполнены в 1736 г. (мастер И. Росси). В 1830-е годы произведена реконструкция интерьеровпо проекту А. Ф. Щедрина. В конце 1960-х гг. началось строительство учебно-научно-производственного комплекса ЛГУ в Петрдворце.

Меншиковский дворец

Дворец (Университетская наб., 15) является памятником архитектуры петровского барокко. Построен в 1710-12 и в 1713-27 гг. (арх. Дж.М. Фонтана, Г. И. Шедель при участии Д. Трезини,Б.К. Растрелли и др.) для А. Д. Меншикова. Первоначально дворец состоял из основного трехэтажного корпуса на набережной и флигилей, ограничивавших с северо-запада и востока небольшой двор, окруженный открытой галереей на колоннах. На прилегавшей территории был разбит регулярный сад со скульптурой, фонтанами, гротом и оранжереей, а со стороны Невы устроена пристань. После ареста и опалы Меншикова (1727) дворец взят в казну и вскоре передан Коллегии иностранных дел. В 1732-1918 гг. в Меншиковском дворце размещался Шляхетский (с 1800 1-й кадетский) корпус. Обширный меншиковский сад в 1781 г. обнесен стеной, часть его обращена в плац для строевых занятий (остатки вырублены на дрова в в начале 1920-х гг.). В 1917-18 гг. залы Меншиковского дворца и других зданий 1-го кадетского корпуса использовались для проведения массовых митингов и собраний. В 1926-57 гг. во дворце размещалось военно-политическое училище имени Ф. Энгельса. В 1965 г. все организации выведены из дворца, и он передан в ведение Эрмитажа. Проект реставрации разработан арх. А. Э. Гессеном и осуществлен в 1970-х гг. С 1981 г. Меншиковский дворец — музей, филиал Эрмитажа (в экспозиции материалы по истории русской культуры 1-й четверти 18 в.).

Мраморный дворец

М.д. (ул. Халтурина, 5/1) памятник архитектуры классицизма. Построен в 1768-85 гг. (арх. А. Ринальди). Завершает ряд парадных зданий, примыкающих к Зимнему дворцу, отвечая им строгой прямолинейностью, лаконизмом и простотой отделки фасадов. Главный фасад, расположенный в глубине двора, имеет сложную декоративную обработку. Многие детали здания, как снаружи, так и внутри, облицованы 32 сортами мрамора, оттенки которого подобраны с необычайной тонкостью и изысканностью. Парадный двор с южной стороны ограничен кованой решеткой на гранитных столбах с мраморными вазами. Ограда соединяет дворец со служебным флигелем (1780-88, арх. П. Е. Егоров, перестроен в 1844-47 гг., арх. А. П. Брюллов). На фасаде фриз «Служение лошади человеку» скульптор П. К. Клодт.

Марсово поле

До начала 19 в. Променад, Потешное поле, Царицын луг, в 1918040 гг. — площадь Жертв революции. Названо в честь древне-римского бога войны Марса. Возникло на осушенном болоте вблизи Летнего сада в 1-й половине 18 в. как место прогулок, фейерверков («потешных огней»), военных парадов (отсюда название). Во 2-й половине 18 в. в ансамбль Марсова поля вошли Мраморный дворец, Салтыкова дом, дом И. И. Бецкого, здание Главной аптеки на Б. Миллионной улице.В 1799 на берегу Мойки установлен памятник «Румянцова победам» (в 1818 обелиск перенесен на Васильевский остров). В 1801 установлен памятник А. В. Суворову. В 1817-21 гг. бывшее здание Ломбарда (арх. Ю. М. Фельтен) перестроено под Павловского полка казармы (ныне управление Петроэнерго). На Марсовом поле похоронены жертвы революционных и последующих событий с 1917 по 1919 гг. В 1917-19 гг. на Марсовом поле сооружен памятник «Борцам революции», при строительстве которого использованы гранитные блоки разобранного ранее здания Сального буяна.

27 января 1944 г. на Марсовом поле вдоль фасада здания Петроэнерго установлены артиллерийские орудия, из которых был произведен артиллерийский салют в честь снятия блокады Ленинграда. В 1957 на Марсовом поле зажжен первый в стране Вечный огонь.

Петропавловская крепость

Историческое ядро Петербурга, военно-инженерный, архитектурный и исторический памятник. Заложена по повелению и плану Петра I 16 (27) мая 1703 года на Заячьем острове (эта дата считается днем рождения города). Крепость соединена с Петроградским островом Иоанновским и Кронверкским мостами. До 1914 официальное название Санкт-Петербургская крепость, в 1914-17 — Петроградская крепость. Народное название Петропавловская крепость (возникло в начале 18 в. после постройки Петропавловского собора) утвердилось как официальное с 1917 г.

В плане крепость представляет собой вытянутый с запада на восток неправильный шестиугольник, на углах которого 6 бастионов. Строительство крепости велось «с крайним поспешанием», за ним лично надзирали Петр I и его ближайшие сподвижники (отсюда названия бастионов: Государев, Нарышкин, Трубецкой, Зотов, Головкин, Меншиков).

Первоначально укрепления были земляными, в 1706-40 они перестроены в кирпиче (в 1705-34 работами руководил арх. Д. Трезини). В 1779-86 стены со стороны Невы облицованы блоками гранита. Для обороны северных подступов к Петропавловской крепости в 1705-08 на южном берегу Петроградского острова сооружен Кронверк. Для подвоза строительных материалов и снабжения гарнизона водой внутри крепости прорыт канал (засыпан в 1882). В восточной стене крепости — парадные Петровские ворота, в западной — Васильевские, в северных стенах — Кронверкские и Никольские, в южных — Невские, которые вели к Невской пристани. В 1731-40 с восточной наружной стороны построен Иоанновский равелин, в 1733-40 с западной стороны — Алексеевский равелин. В 1712-33 на месте деревянной церкви Петра и Павла сооружен каменный Петропавловский собор (арх. Д. Трезини), который стал усыпальницей российских императоров, начиная с Петра I. Собор — памятник архитектуры петровского барокко. Его доминантой является многоярусная колокольня на западном фасаде, увенчанная высоким золоченым шпилем с флюгером в виде летящего ангела (общая высота 122, 5 м). В 1720-х гг. на колокольне Петропавловского собора установлены часы «с курантами в 35 колоколов» (куплены в Голландии за 45 тыс. рублей), при пожаре 1756 они погибли. В 1776 смонтированы новые часы, куранты которых отбивали ? часа, полчаса, час, после чего вызванивали мелодию «Коль славен», а в полдень — «Боже царя храни». В советское время куранты стали исполнять Интернационал, а после реставрации 1952 — Гимн Советского Союза.

К концу 18 в. началу 19 в. Петропавловская крепость утратила военное значение. С начала 18 в. ее казематы использовались для содержания особо важных заключенных. К концу 18 в. крепость стала главной политической тюрьмой России. 13 июля 1826 на валу Кронверка были повешены декабристы. Сейчас на месте казни — обелиск.

С 1957 со стены Нарышкинского бастиона производится сигнальный полуденный пушечный выстрел (традиция, существовавшая с начала 18 в.).

Крейсер Аврора

Памятник Октябрьской революции крейсер 1-го ранга Балтийского флота, команда которого активно участвовала в революционных событиях. Заложен в 1897 г. на заводе Новое Адмиралтейство, спущен на воду 28 апреля 1900 г. Назван в честь фрегата «Аврора», героически защищавшего Петропавловск-на-Камчатке во время Крымской войны 1853-56 гг. «Аврора» вступила в строй в 1903. Водоизмещение 6731 т (в 1917 — 7600 т), длина 126,8 м, ширина 16,8 м, осадка 6,5 м, скорость 20 узлов (37,2 км/ч), дальность плавания полным ходом 1440 миль. Вооружение (1903): 8 орудий 152 мм, 24 — 75 мм, 2 десантные пушки, три ьорпедных аппарата. Палубная броня 38-64 мм (борта не бронированы). Команда 570 человек. Во время русско-японской войны 1904-05 гг. «Аврора» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры участвовала в Цусимском сражении, избежав гибели, прорвалась в г. Манила (Филиппинские острова), где была интернирована американскими властями до конца войны. В 1906 г. «Аврора» вернулась в Кронштадт, после ремонта учебный корабль Морского кадетского корпуса. В 1-ю мировую войну «Аврора» несла дозорную службу на Балтике, поддерживала артиллерийским огнем русские войска. С ноября 1916 корабль на капитальном ремонте у стенки Адмиралтейского, а затем Франко-Русского заводов. Утром 25 октября радиостанция «Авроры» передала написанное В. И. Лениным воззвание «К гражданам России!». В то же день по условному знаку с Петропавловской крепости с «Авроры» холостым выстрелом был дан сигнал к штурму Зимнего дворца. 28 февраля (13 марта) 1917 года матросы «Авроры» вместе с рабочими завода подняли восстание.

С 1918 г. «Аврора» в резерве на консервации в порту Петрограда, затем в Кронштадте.17 ноября 1948 г. крейсер установлен как памятник Октябрьской революции у Петроградской набережной Б. Невки напротив Нахимовского военно-морского училища. С 1957 г. «Аврора» — филиал Центрального военно-морского музея. Дно реки в районе стоянки «Авроры» углублено, сооружена пассажирская набережная.

Домик Петра I

Музей (Петровская набережная, 6), первая резиденция Петра I в Петербурге («Первоначальный дворец» или «Красные хоромы» старейшая постройка города. Сооружен 24-26 мая 1703 г. из тесаных сосновых бревен (площадь 60 м кв., высота до конька крыши 5,7 м, крыт гонтом — сосновыми дощечками клинообразного сечения). Снаружи окрашен под кирпич, изнутри обит холстом «на голландский манер». Состоит из 2-х светлиц (кабинета и столовой), разделенных сенями и спальней. В интерьере сохранилась голландская печь, облицованная расписными изразцами. Петр I жил в домике в 1703-08 гг. во время приездов в Петербург. По его указу в 1723 г. вокруг домика возведена защитная галерея с крышей. В 1844 г. сооружен кирпичный футляр, в 1889-90 — северная и южная пристройки, в 1874 — установлена чугунная ограда, в 1875 в саду перед домиком открыт бронзовый бюст Петра I (скульптор П. П. Забелло). С 1918 домик под охраной государства, с 1930 — музей. В экспозиции метериалы о победе России в Северной войне 1700-21 гг., основании Петербурга, строительстве домика и освоении прилегающей территории. В интерьерах — предметы быта начала 18 в. и личные вещи Петра  I.

Летний сад

Памятник садово-паркового искусства 1-й трети 18 в. в центральной части Петербурга, на левом берегу Невы, на острове, образуемом реками Фонтанка и Мойка и Лебяжьим каналом, северной стороной выходит на набережную Кутузова. Площадь 11,7 га. Залоден в 1704 г. по повелению и первоначальному плану Петра I при его Летней резиденции (планировка и садовые сооружения арх. И. М. Матвеев, Ж. Б. Леблон, М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, садовые мастера Я. Розен и И. Сурмин). Сад Разбит в 1704-30-х гг. в регулярном стиле (со строгой геометрической планировкой аллей), был украшен многочисленными скульптурными группами, статуями, бюстами (главным образом работы итальянских мастеров конца 17 начала 18 вв., из около 250 скульптур сохранилось 89), фонтанами (для их питания Петром I заказана первая в России паровая машина, построенная в 1717-18 гг. французским инженером Дезагюлье, и прорыт Лиговский канал, в наводнение 1777 фонтаны разрушены и больше не восстанавливались). В Летнем саду сохранились Летний дворец Петра I, Кофейный домик (перестроен в 1826 г. архитектором К. И. Росси из Грота начала 18 в.), Чайный домик (1827, арх. Л. И. Шарлемань, с 1984 Выставочный зал). В 1773-86 гг. установлена ограда со стороны Невы (архитектор Ю. М. Фельтен, П. Е. Егоров, Т. И. Насонов), в 1820-х гг. — со стороны Мойки (арх. Шарлемань, по оригиналу П. П. Базена). В 1797-98 гг. построена каменная терраса вдоль Лебяжьего канала (арх. Г. П. Пильников, чугунная ограда — 1825, арх. Шарлемань). В 1839 на берегу Карпиева пруда (открыт в 1714-16 гг.) установлена под руководством В. И. Демут-Малиновского декоративная ваза из эльфдальского порфира (подарок шведского короля Карла XIV императору Николаю I). В 1855 в Летнем саду открыт памятник И.А, Крылову.

В 1-й четверти 18 в. в Летнем саду устраивались ассамблеи, придворные празднества, приемы в честь иностранных послов. С середины 18 в. Летний сад — масто аристократических гуляний («простонародная публика» в сад не допускалась). В 1826-27 гг. часть аллей приспособлена для верховой езды. 4 апреля 1866 г. у решетки Летнего сада со стороны Невы  Д. В. Каракозов совершил покушение на императора Александра II.

Инженерный замок

Памятник архитектуры. Построен в 1797-1800 гг. (арх. В. Ф. Бренна) в стиле классицизма. Здание, квадратное в плане, с внутренним 8-угольным двором, имеет сложные по конфигурации внутренние помещения (круглые, овальные, многоугольные, прямоугольные, с нишами). Главный фасад, завершенный треугольным фронтоном, оформлен ионическими колоннами и 2 плоскими обелисками по сторонам въезда во двор. Фасад, обращенный в сторону Летнего сада, выделен обширной террасой-балконом, опирающимся на колоннаду из бледно-розового олонецкого мрамора. Боковые фасады имеют закругленные выступы (в одном размещена Михайловская церковь, в другом — Овальный зал), завершенные башнями со шпилем. Первоначальную отделку замка частично сохранили главная лестница, Тронный зал, Рафаэлевская галерея, Овальный и Церковный залы. В отделке замка принимали участие скульпторы Д. Стаджи, Тибо, П. Трискорни, живописцы Дж.Б. Скотти, А. Виги, Я. Меттенлейтер и другие. Ансамбль Инженерного замка включает 2 павильона — караульни с округлыми в плане помещениями, а также Михайловский манеж (ныне Зимний стадион) и дворцовые конюшни. В 1800 перед Инженерным замком установлена статуя Петра I (бронза, мрамор, 1743, отлита в 1744-46 гг., скульптор Б. К. Растрелли, арх. В. И. Волков).

Первоначально замок назывался Михайловским (в честь архангела Михаила, которого Павел I считал своим небесным покровителем). Построен на месте деревянного летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны. При строительстве замка использован мрамор, заготовленный для строительства Исаакиевского собора, а также материалы из разобранного дворца имп. Екатерины II в г. Пелле (ныне г. Отрадное).

1 ноября 1800 г. замок стал резиденцией императорской фамилии. Однако после убийства заговорщиками императора Павла I (в парадной спальне, в ночь на 12 марта 1801 года) императорская фамилия вновь вернулась в Зимний дворец. Отделочные работы в замке были прекращены, а сам он заброшен. В 1819 в замке разместилось Главное инженерное училище, и он стал называться Инженерным замком. В 1820 засыпаны окружающие замок каналы, в 1840-х гг. часть мраморной отделки интерьера использована на строительство Нового Эрмитажа.

Ныне в Инженерном замке находятся Центральная военно-морская библиотека и другие учреждения.

Цирк

Первые цирковые представления в Петербурге — выступления акробатов, фокусников, дрессировщиков, наездников — происходили во время народных гуляний и в частных манежах уже в 18 в. С возникновением конного цирка в Западной Европе в Петербург начали приезжать английские, голландские, немецкмеЮ итальянские профессиональные труппы «конных искусников». Первые деревянные цирки появились в начале 19 в., их владельцами были Ж. Турниер, А. Гверра, П, Кюзан и Ж. Лежар. В конце 1877 открыт первый в России каменный цирк, построенный по инициативе Г. Чинизелли (главы гастролировавшей в России цирковой семьи) на набережной реки Фонтанки, 3 (ныне здание Петербургского цирка) с учетом специфики цирковых представлений (арх. В. А. Кеннель): вместительный зрительный зал, сферический купол, манеж диаметром 13 м. В 1924 г. цирк перешел в ведение государства. Его первым советским директором стал наездник, дрессировщик и режиссер В. Ж. Труцци. На манеже цирка выступали прославленные цирковые династии Дуровых, Филатовых, Кио, Запашных, Ольховиковых, Волжанских, а также О. Попов, Ю. Никулин, Б. Вяткин, Карандаш, И. Бугримова и другие. В 1959-63 гг. осуществлена реконструкция здания цирка. Его площадь увеличилась на 2 тыс. м кв., количество мест достигло 2352. В здании цирка разместился уникальный (более 80 тысяч экспонатов) Музей циркового искусства (открыт в 1928).

Шереметевский дворец

«Фонтанный дом» (наб. реки Фонтанки, 34) построен в 1750-55 гг. (арх. С. И. Чевакинский, Ф. С. Аргунов) с использованием стен старого дворца конца 1730-40-х гг. Вьгармоничности, равновесии и четкости членений, в некоторой плоскостности декоративной обработки фасадов дворца сказались традиции зодчества петровского времени. Одновременно богатое лепное убранство фасадов, сложные по рисунку капители, украшенные львиными масками, орнамент. композиции выдержано в стиле развитого барокко. За дворцом располагался регулярный сад с гротом, павильоном Эрмитаж, китайской беседкой.бВнутренние помещения, расположенные анфиладой, неоднократно перестраивались (арх. И. Е. Старов, Дж. Кваренги, А. Н. Воронихин). Нарядная чугунная ограда выполнена в 1844 (арх. И. Д. Корсини). В 1867 к дворцу был пристроен одноэтажный флигель, украшенный гербом Шереметевых.

Участок, на котором ссоружен Шереметевский дворец, пожалован в 1712 Петром I графу Б. П. Шереметеву. Первый владелец — его сын — граф П. Б. Шереметев. Шереметевы владели дворцом свыше 150 лет, он считался их «родовым гнездом».

В 1989 в одном из помещений дворца открыт музей Анны Ахматовой.

Аничков мост

Аничков мост — через реку Фонтанка на Невском проспекте. В 1739 году был назван Невским мостом — название не прижилось.

Первый деревянный мост построен на этом месте в 1715 под руководством подполковника (по другим данным майора) М. О. Аничкова (отсюда название). В 1721 мост сделан подъемным (мастер Х. ван Боллес), в 1749 перестроен (арх. С. Волков) и декорирован «под гранит». Около 1783-85 гг. перестроен в камне по типовому проекту. Мост 3-пролетный, с кирпичными сводами и фасадными арками из розового гранита, опоры старые бутовой кладки с массивной гранитной облицовкой. В 1849-50гг. на устоях Аничкова моста установлены скульптурные группы П. К. Клодта «Укрощение коня». В 1906-08 гг. Аничков мост перестроен, но архитектурные и конструктивные формы сохранены, лучковые своды заменены коробковыми. В ноябре 1941 скульптурные группы с Аничкова моста сняты и зарыты в саду Аничкова дворца, возвращены на место 30 апреля 1945 года. Длина Аничкова моста по створу набережных — 54,6 м, ширина — 37,9 м.

Аничков дворец

Аничков дворец (Невский пр., 39) в прошлом городская усадьба на месте бывшего Преображенского полкового двора. Построен в 1741-50 гг. (архитекторы М. Г. Земцов, Г. Д. Дмитриев, завершен в 1754 арх. В. В. Растрелли) в стиле барокко. Нарядный главный фасад был обращен к реке Фонтанка, от которой к Аничкову дворцу был прорыт канал. В 1778-79 гг. перестроен арх. И. Е. Старовым в формах классицизма. Над боковыми крыльями по сторонам центрального объема возведен 3-й этаж, изменена обработка фасадов, луковичные завершения заменены куполами с главками. К Аничкову дворцу примыкал регулярный сад с павильонами, трельяжами, беседками и скульптурой. В 1803-06 арх. Дж. Кваренги выстроил со стороны Фонтанки Кабинетский корпус с ионической колоннадой. В 1808-10 гг. арх. Л. Руска перестроил дворец изнутри и возвел здания служб и конюшен. В 1817-18 гг. К.И. Росси выстроил 2 небольших павильона в саду и металлическую ограду.

Первый владелец Аничкова дворца — фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф А. К. Разумовский. В конце 70-х гг. 18 в. императрица Екатерина II подарила Аничков дворец Г. А. Потемкину. В конце 18 в. дворец перешел в казну, в нгачале 19 в. в нем разместился Кабинет его императорского величества (гос. Учреждение, ведавшее имуществом императора). С середины 60-х гг. 19 в. дворцом владел великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III). В 1881-94 гг. Аничков дворец — резиденция императора АлександраIII, который не любил Зимний дворец, позднее — вдовствующей императрицы Александры Федоровны. В 1936-37 гг. Аничков дворец реконструирован под Дворец пионеров. В настоящее время здесь находится Дворей творчества юных.

Дворец Белосельских-Белозерских

Дворец (Невский пр., 41) построен в 1846 г. (арх. А. И. Штакеншнейдер, скульптор Д. И. Иенсен) с использованием форм архитектуры русского барокко 18 в. Портики из трехчетвертных колонн и пилястр, лучковые фронтоны, скульптурные картуши. Фигуры атлантов придают сооружению дворцовую пышность и парадность. Интерьеры дворца Белосельских-Белозерских стилизованы в духе рококо. С 1884 года принадлежал великому князю Сергею Александровичу и назывался Сергиевским. Ныне в здании музей восковых фигур и другие организации.

БДТ им. Горького

Большой драматический театр был открыт в 1919 году при поддержке Петроградского театрального отдела. С середины 1920-х годов все большее место в репертуаре театров стали занимать новые современные пьесы. В БДТ ставились пьесы Б. А. Лавренева. В 1956 году Г. А. Товстоногов возглавил театр. Под его руководством в театре сформировался слаженный, сильный актерский ансамбль, в который вошли Е. З. Копелян, Л. И. Макарова, В. И. Стржельчик, Т. В. Доронина, З. М. Шарко, К. Ю. Лавров, П. Б. Луспекаев, С. Ю. Юрский, И. М. Смоктуновский, О. В. Басилашвили, О. И. Борисов и другие. Направление поисков режиссера и театра определял общественный климат конца 50-х — начала 60-х годов. Острое чувство современности, присущее Товстоногову, проявилось и в спектаклях по пьесам А. Н. Арбузова, В. С. Розова, А. М. Володина, и в постановке классики («Идиот» по Достоевскому 1957, «Варвары» 1959 и «Мещане» 1966 М. Горького, «Горе от ума» Грибоедова в 1962, «Три сестры» Чехова в 1965).

Ярким проявлением духа времени стал спектакль БДТ «История лошади» (по «Холстомеру» Л. Н. Толстого в 1975). После смерти Товстоногова художественным руководителем БДТ стал К. Ю. Лавров.

Здание построено в 1912-13 гг. (арх. И. П. Володихин). В зрительном зале 480 мест.

Никольский Морской собор

Николо-Богоявленский собор (пл. Коммунаров, 1/3) памятник архитектуры в стиле барокко с использованием традиционных форм русской церковной архитектуры. Построен в 1753-62 гг. (арх. С. И. Чевакинский) на месте плаца Морского полкового двора. Нарядное крестообразное в плане ждание с лучковыми фронтонами, раскреповками, овальными окнами различных очертаний с лепными наличниками обработано по выступающим углам колоннами коринфского ордера, собранными в пучок. Элементы светской архитектуры — балконы с коваными узорными решетками — усиливают нарядность и праздничность сооружения. 5 широко расставленных глав с куполами, завершающих здание, подчеркивают пластику фасадов. В интерьерах собора богатство декоративного оформления особенно проявилось в иконостасе верхней церкви, украшенном резными гирляндами цветов и листьев. Отдельно стоящая 4-ярусная колокольня с шпилем (1756-58) своей вертикалью контрастирует с широко раскинувшимся собором. В саду, окружающем собор, установлен обелиск. Увенчанный фигурой орла — памятник героям броненосца «Александр III», погибшим в Цусимском сражении 14 мая 1905 года.

Мариинский театр

Театр (Театральная пл., 1) один из старейших и ведущих театров России. История возникновения театра восходит к 1783 году, когда был открыт Каменный театр, в котором выступали драматическая, оперна и балетная труппы. Отделение оперной и балетной трупп от драматической произошло в 1803 году. На сцене шли иностранные оперы, а также произведения русских композиторов. В 1836 г. поставлена опера «Жизнь за царя» М. И. Глинки, открывшая классический период русского оперного искусства. В оперной труппе пели выдающиеся оперные певцы О. А. Петрв, А. Я. Петрова, М. М. Степанова, Е. А. Семенова и др. В 1840-х гг. русская оперная труппа была оттеснена итальянской и переведена в Москву. Ее спектакли возобновились в Петербурге лишь с середины 1850-х гг. на сцене Театра-цирка.

Творческое развитие и становление театра связано с исполнением опер и балетов А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н.А Римского-Корсакова, П. И. Чайковского. Высокой музыкальной культуре коллектива способствовала деятельность дирижера Э. Ф. Направника. Большой вклад в развитие балетного искусства внесли балетмейстеры М. И. Петипа и Л.И. Иванов.

С 1919 г. театр стал академически. Здание театра неоднократно перестраивалось. В зрительном зале 1625 мест.

Юсуповский дворец

Дворец (наб. реки Мойки, 94) памятник архитектуры классицизма. В его основе — 2-этажный каменный дом П. И. Шувалова (середины 18 в.), надстроенный и расширенный в 1760-х гг. (арх. Ж. Б. Валлен-Деламот). В 1830-х гг. к дому был пристроен флигель (арх. А. А. Михайлов 2-й) с большим белоколонным залом и переделана вся анфилада больших парадных помещений 2-го этаджа, получивших богатую декоративную отделку, в которой выделяются живописные плафоны ротонды, Красной и Синей гостиных, коринфская колоннада Белоколонного зала. Во 2-й половине 19 в. был оформлен в духе барокко домашний театр. В 1910-х гг. часть помещений 1-го этажа получила неоклассицистическую отделку.

Во 2-й половине 18 в. зданием владел граф А. П. Шувалов, с 1795 — графиня А. В. Браницкая (племянница Г. А. Потемкина), с 1830-х — князь Н. Б. Юсупов, один из богатейших людей России. В ночь на 17 декабря 1916 года В Юсуповском дворце заговорщики-монархисты убили Г. Е. Распутина.

Ныне в здании располагается ДК работников просвещения. В 1987 г. в помещении театра Юсуповского дворца открыт Камерный музыкальный театр.

Новая Голландия

Историческое название острова, который возник в первой четверти 18 в. после прокладки Крюкова канала и Круштейна канала. Площадь менее 0,1 кв. км . Новая Голландия имеет внутренний бассейн («гаванец»), соединенный каналом с рекой Мойка. В начале 18 в. Голландией в Петербурге называли склады корабельного леса в районе Адмиралтейства, где древесина хранилась по особому, «голландскому» способу. С переносом этих складов на новый остров он стал называться Новой Голландией (здесь же строились мелкие гребные суда). Комплекс зданий Новой Голландии — памятник архитектуры раннего классицизма. Первые деревянные склады построены здесь в 1732-40 гг. Въезд на территорию складов отмечен величественным арочным порталом над каналом, фланкированным тосканскими колоннами большого ордера из блоков тесаного гранита. В 1828-29 гг. на Новой Голландии построено здание Морской тюрьмы. В 1893 создан испытательный бассейн, работами в котором руководил кораблестроитель А. Н. Крылов. В 1915 оборудована одноименная радиостанция Морского штаба (самая мощная в России), закрыта в 1924. Во время революционных событий 1917 года радиостанция Новой Голландии стала правительственной и активно использовалась для передачи документов. После революции постройки Новой Голландии использовались как склады.

Памятник Николаю I

Открыт в 1859 году на Исаакиевской площади. Скульптор  П. К. Клодт, архитектор А. А. Монферран.

Николай I Павлович император (с 1825), сын Павла I, младший брат Александра  I. Вступив на престол, подавил восстание декабристов. Царствование Николая I — период расцвета феодально-бюрократической монархии. В царствование Николая I были сооружены Нарвские ворота, Троицкий собор, здания Сената и Синода, Александровская колонна, Московские триумфальные ворота, здание Дворянского собрания, Мариинский дворец и многое другое.

Николай I похоронен в Петропавловском соборе.

Мариинский дворец

Дворец (Исаакиевская пл., 6) построен в 1839-44 гг. (арх. А. И. Штакеншнейдер). Занимает квартал на левом берегу реки Мойки, между Вознесенским проспектом и пер. Антоненко. Классицистический главный фасад носит торжественно-парадный характер. Центральная часть обработана трехчетвертными колоннами, подъезд решен в виде высокой аркады, поддерживающей балкон с 6 большими вазами. В интерьере анфилада залов, разбитая в глубину по центральной оси здания и открывающаяся вестибюлем, ведущим в центральную ротонду, перекрытую куполом и украшенную 32 колоннами. За ней квадратный зал и зимний сад. При строительстве был применен ряд технических новшеств — несгораемые перекрытия по металиическим балкам, металлические стропила, горшечные своды.

В 1760-х гг. на участке современного Мариинского дворца находился дворец И. Г. Чернышева. В начале 19 в. в нем помещалась Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой в 1832-34 гг. учился М. Ю. Лермонтов. Стены дворца Чернышева частично использованы при строительстве Мариинского дворца, первой владелицей которого была дочь императора Николая I — великая княжна Мария Николаевна (отсюда название дворца). В 1884 дворец куплен в казну. В нем разместились Государственный совет, Государственная канцелярия, Кабинет министров, Канцелярия по принятию прошений на высочайшее имя, позднее Совет министров.

В марте-июле 1917 года Мариинский дворец — резиденция Временного правительства. После революции во дворце помещался Высший совет народного хозяйсва.

В настоящее время во дворце размещаются Законодательные органы управления Петербургом.

Ростральные колонны

Название произошло от латинского rostrum — нос корабля. Монументальные памятники, символизирующие морские победы, морское могущество страны. Представляет собой отдельно стоящую колонну, ствол которой украшен носами побежденных кораблей или их скульптурными изображениями. Традиция установки ростральных колонн восходит к Древнему Риму. Ростральные колонны получили распространение в период классицизма: в 1771-78 гг. в парке Царского Села были сооружены Морейская колонна и Чесменская колонна в честь побед русского флота в русско-турецкой войне 1768-74 гг. (арх. А. Ринальди). В начале 19 в. возведены две Ростральные колонны для оформления стрелки Васильевского острова (арх. Ж. Тома де Томон). Все каменотесные рабботы при строительстве Ростральных колонн выполнены под руководством подрядчика С. К. Суханова. Высота каждой колонны 32 м. Они украшены декоративными носами кораблей, изображениями наяд и якорей. У подножий Ростральных колонн 4 скульптуры (выполнены из пудосткого известняка по моделям скульптора И. Камберлена и Ж. Тибо). По традиции считается, что они символизируют 4 великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов. На вершмнах колонн на квадратных площадках установлены металлические треножники с чашами (в 19 в. использовались как маяки при подходе к Петербургскому морскому порту). В 1957 г. к чашам светильников подведены газовые трубы, газовые факелы зажигаются в дни празднеств и торжеств. По ночам Ростральные колонны и другие сооружения Васильевского острова подсвечиваются прожекторами.

Зоологический музей

Музей (Университетская набережная, 1) создан как самостоятельное научное учреждение в 1832 г. на основе собрания зоологических коллекций Кунсткамеры. Открыт для публики в 1838 г. Организатор и первый директор -академик Ф. Ф. Брандт. С 1896 г. находится в здании бывшего южного пакгауза Биржи, гд е в 1901 г. открыт выставочный зал. В 1931 г. на базе музея создан Зоологический институт. Один из крупнейших в мире, Зоологический музей имеет в экспозиции свыше 40 тысяч видов животных. В научных фондах (институтских) около 15 миллионов экземпляров (в том числе около 500 тысяч экземпляров позвоночных животных). Исторический интерес представляют сборы И. Г. Гмелина, П. С. Палласа, Н. М. Пржевальского и другие. Экспонируется значительное число редких (окапи, большая панда), а также вымерших (скелет и чучело березовского мамонта, скелеты южного слона, морской коровы) животных. Многие диорамы и биологические группы, в которых животные показаны в естественных условиях, являются образцами скульптурной таксидермии и живописи. Ежегодно музей посещают свыше 800 тысяч человек.

Зоопарк

Начиная с середины 18 в. в Петербурге на территории Летнего сада, в парках Царского Села существовали зверинцы, в которых содержались различные звери, птицы и другие животные. Были в столице и коммерческие зверинцы («слоновый двор» — в районе современной улицы Восстания). Современный Зоопарк ведет свое начало от публичного зоосада, открытого в 1865 г. любителями животных С. и Ю. Гергардтами. Он располагался на небольшом участке Александровского парка Петербургской стороны. Тогда в нем, кроме домашних животных, содержались хищные звери (тигр, лев, медведь), обезьяны, водоплавающие птицы, попугаи. Отсутствие у владельцев опыта в содержании животных вело к гибели многих зверей и птиц. В 1873 г. Владельцем сада стал Э. А. Рост. Жители Петербурга первыми в России увидели жирафа, орангутанга, африканского слона, муравьеда. В 1897 г. Рост отошел от дел, а сад при многократной смене владельцев стал ветшать и в 1909 г. был закрыт для посетителей. В 1918 г. зоосад был национализирован, во главе его стал Научный совет, куда вошли виднейшие зоологи. В 50-х годах парк приобрел множество интереснейших видов животных, среди которых индийский слон, бегемот, носорог, жираф, шимпанзе. В Зоопраке началась большая зоотехническая работа, стали создаваться пары и группы животных, которые успешно размножались. Современный Зоопарк становится резерватом для редких и исчезающих видов животных, базой для изучения их биологии.

Театральный мост

Бывший Мало-Конюшенный, Тройной, Трехарковый мост через канал Грибоедова, у его истока из реки Мойка. Деревянный 3-пролетный разводной мост на этом месте впервые построен между 1769 и 1781. Взамен его в 1829-30 сооружен чугунный мост (инж. Е. А. Адам, Г. Треттер) одновременно с соседним Мало-Конюшенным мостом, с которым Театральный мост составляет единую архитектурно-планировочную композицию. Длина моста около 23 м, ширина 19 м по краям, 15,5 м посередине.

Пролеты моста перекрыты чугунными сводами из тюбингов. К Театральному мосту со стороны Главных императорских конюшен примыкает арка ложного моста, образующая с ним и Мало-Конюшенным мостом единую, строго симметричную архитектурно-планировочную композицию. Ансамбль Театрального и Мало-Конюшенного мостов уникален в мировой практике и относится к шедеврам мостового зодчества.

Инженерный первый мост

Бывший Летний мост через реку Мойка по набережной реки Фрнтанка между Инженерным замком и Летним садом. Здесь в 1720-50 гг. существовали деревянный мост-акведук и пешеходный мост. В 1760-х гг. сооружен новый деревянный мост. В 1824-25 гг. на его месте построен новый мост (инж. П. П. Базен, Э. К. Клапейрон), который имел свод из чугунных облегченных тюбингов с овальными отверстиями в днищах и стенках, благодаря чему мост получил необычайную легкость. Опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. По конструкции и изяществу этот мост являлся ценнейшим архитектурным памятником города. Решетка моста (1826 г. П.П. Базен) была повторена Л. Шарлеманем для южной ограды Летнего сада. В 1952-54 гг. свод моста заменен стальной преднапряженной рамой с криволинейно очерченным ригелем и железобетонными ногами. Внешний облик моста был искажен, а тюбинги уничтожены. К 1955 восстановлены богатый архитектурный декор фасадов, решетки и шестигранные фонари на торшерах из скрещенных копий. Длина моста 27,8 м, ширина 9,5 м.

Дворцовый мост

Мост (с 1920-х до 1944 гг. Республиканский.) через Большую Неву, соединяет Биржевую площадь (Васильевский остров) с Дворцовым проездом. Назван по находящемуся рядом Зимнему дворцу. Проект наплавного Дворцового моста около 1828 г. создал инженер П. П. Базен. В 1856-1912 гг. здесь наводился Исаакиевский мост. В 1879 г. на нем установили экспериментальные электрические фонари П. Н. Яблочкова. Постоянный Дворцовый мост без архитектурного оформления был построен в 1912-16 гг. Дворцовый мост металлический, 5-пролетный. Боковые пролеты перекрыты неразрезными балочными сквозными фермами с криволинейным очертанием нижних поясов. Разводное 2-крылое пролетное строение является первым в мире удачным решением системы замыкания в 3-шарнирную арку. Опоры бетонные с гранитной облицовкой, основание кессонное. В 1939 г. на мосту установлена чугунная решетка (арх. Л. А. Носков, скульптор И. В. Крестовский), в 1956-57 гг. на опорах — парапеты из розового гранита. Длина моста по створу набережных — 260,1 м, ширина — 27,7 м.

Пантелеймона святого церковь

Церковь (Соляной пер., 17) построена в 1735-39 гг. (арх. И. К. Коробов) в память побед русского флота при Гангуте и Гренгаме и входила в ансамбль Партикулярной верфи. Одноглавый храм с высоким граненым куполом на 8-гранном барабане, трапезной и колокольней со шпилем сохраняет черты зобчества 1-й половины 18 в.. Внутренняя отделка и мраморные барельефы на фасаде (скульптор А. В. Логановский) относятся к 19 в. На фасаде мемориальные доски начала 20 в. с перечнем воинских частей участвовавших в победе при Гангуте. С 1981 г. в Пантелеймона святого церкви филиал музея истории «Гангутская слава». От названия Пантелеймона святого церкви происходят прежние наименования улицы Пестеля и Пестеля моста (Пантелеймоновские улица и мост).

Академия Художеств

Высшее государственное учреждение в области изобразительных искусств и архитектуры. Учреждена в Петербурге в 1757 г. как «особая трех знатнейших художеств Академия» по проекту И. И. Шувалова, ставшего ее «первым главным директорм». В 1764 г. преобразована в Императорскую Академию Художеств — учебное заведение и правительственное учреждение, регламентировавшее художественную жизнь страны, раздававшее госзаказы и присуждавшее звания. В 18 — 1-й трети 19 вв. Академия Художеств сыграла прогрессивную роль в воспитании национальных художественных кадров, стала центром художественной жизни России, способствовала распространению принципов классицизма. К середине 19 в. в Академии возобладали консервативные тенденции. Академия насаждала казенное, отвлеченное от жизни искусство, противостоявшее развитию реализма. В 1863 г. даже произошел разрыв с Академией Художеств группы ее выпускников, объединившихся в Артель художников. Но в 1893 г. к преподаванию были допущены крупные мастера-передвижники (И.Е. Репин, А. И. Куинджи) и благодаря этому сохранилось значение Академии как школы профессионального мастерства.

Первоначально Академия Художеств помещалась в доме И. И. Шувалова на Садовой улице. В 1764-88 гг. было построено специальное здание Академии Художеств (Университетская наб., 17) — один из памятников периода перехода от барокко к классицизму (арх. А. Ф. Кокоринов, при участии Ж. Б. Валлен-Деламота).

Английская церковь

Памятник архитектуры классицизма. Построена в 1814 г. (арх. Дж. Кваренги) с использованием части существовашего жилого дома 1730-х гг. по типичной копозиционной схеме: центр выделен ризалитом, обработан полуколоннами и пилястрами коринфского ордера и завершен фронтоном с тремя статуями. Интерьеры выполнены по рисункам Кваренги (центральный зал декорирован колоннами коринфского ордера). В 1876 г. перестроена арх. Ф. К. Болтенгагеном.

Белинского мост

До 1923 г. — Симеоновский мост (от названия церкви Симеона и Анны, находящейся в этом районе) через реку Фонтанка между улицей и площадью Белинского. Закончен постройкой в 1785 г. на месте существовавшего с 1733 г. деревянного моста. Два боковых пролета перекрыты гранитными коробовыми сводами. Центральный пролет был разводным (деревянным, двукрылым). На русловых опорах были установлены гранитные, увенчанные куполами башни, в которых находились подъемные механизмы. В 1858-59 гг. разводное пролетное строение заменено кирпичным лучковым сводом с гранитными арками по фасадам, башни разобраны. В 1890 г. тротуары вынесены на консоли и установлена кованая решетка. Длина моста около 59 м, ширина 19,1 м.

Стрелка Васильевского острова

Мыс в восточной части острова, омываемый реками Большая Нева и Малая Нева. В конце 16 в. на этой территории находилась небольшая деревня. В 1700-х гг. на Стрелке Васильевского острова работали ветряные мельницы. Идея создания архитектурного ансамбля возникла в начале 1710-х гг. Закладкой Кунсткамеры положено начало основанию здесь городского центра. В 1721 г. последовал указ о постройке Двенадцати коллегий здания, которое ограничило ансамбль с запада, а в связи с организацией порта на набережной Малой Невы были построены складские помещения и Гостиный двор, положивший начало формированию торговой площади. В 1801 г. Ж. Тома де Томон представил 1-й вариант проекта здания Биржи, а в 1803-04 арх. А. Д. Захаров создал проект застройки Стрелки, легший в основу существующей планировки: по обеим сторонам главного здания ансамбля — Биржи симметрично расположены пакгаузы (ныне здания Академии наук), Ростральные колонны, Кунсикамера с башней и Таможня, увенчанная куполом. Художественный эффект композиции строится на контрасте мощной горизонтали гранитной набережной со спуском к Неве и доминирующего объема Биржи и его величественными колоннадами. Мощные вертикали Ростральных колонн, служивших маяками Петербургского порта, композиционно подчеркивают центральное положение здания Биржи.

Театральный мост

Мост (старые названия моста — Мало-Конюшенный, Тройной, Трехарковый.) через канал Грибоедова, у его истока из реки Мойка. Деревянный 3-пролетный разводной мост на этом месте впервые построен между 1769-1781 гг. Взамен его в 1829-30 гг. сооружен чугунный мост (инж. Е. А. Адам, Г. Треттер) одновременно с соседним Мало-Конюшенным мостом, с которым Театральный мост составляет единую архитектурно-планировочную композицию. Длина моста около 23 м, ширина 19 м по краям, 15,5 м посередине.

Синий мост

Мост через реку Мойка от Вознесенского проспекта до переулка Антоненко является частью Исаакиевской площади. На месте Синего моста существовал с 1737 г. (инж. Х. ван Болес) деревянный подъемный мост, перестроенный позже в 3-пролетный на каменных опорах с деревянным пролетным строением. Назван по цвету окраски. В 1818 г. здесь построен новый мост с чугунным тюбинговым сводом, опорами бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1842-44 гг. Синий мост расширен с 41 м до современных размеров. Гранитные обелиски заменены на чугунные фонари. В 1930 г. чугунная часть свода моста шириной 41 м (постройки 1818 г.) была заменена железо-бетонным бесшарнирным сводом. Фонари и декор низовой части утрачены, тюбинги уничтожены. Синий мост — самый широкий мост в Петербурге. Его ширина 97,3 м, длина 32,5 м. На левом берегу Мойки против моста — здание Мариинского дворца. На правом берегу — около Синего моста — водомерный столб.

Водомерный столб

На правом берегу реки Мойка, за Синим мостом. Сооружен в 1970-71 гг. в виде 4-гранного обелиска, врезанного в гранитную облицовку набережной. Нижняя часть Водомерного столба уходит в воду. По делениям на гранях виден уровень воды в данный момент. На Водомерном столбе указаны уровни подъема воды во время крупнейших наводнений (1824, 1903, 1924, 1955, 1967). Водомерный столб увенчан трезубцем Нептуна.